Внеклассная работа


 Экологическое краеведение
Важнейшая задача школы – усовершенствование процесса обучения и воспитания, формирование экологической культуры школьников как части общей культуры человека.

Региональный компонент, заложенный в школьные программы, позволяет подойти к решению вопроса о краеведческом принципе  с точки зрения экологии, введя уточняющее понятие – экологическое краеведение. Сущность его заключается во всестороннем изучении природы родного края; изучении состояния окружающей среды родного края; и участии в практических делах. Эти знания и полученный  опыт, помогают школьникам использовать свои знания не только на уроках естественного цикла, но и  во внеклассной работе – на классных часах.

В нашей  школе  экологическому краеведению уделяется достойное внимание.  

Так как  на территории Пушкиногорского района находится государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина "Михайловское", то одним из направлений программы курса  «Псковское Пушкиноведение» является   эколого-краеведческая работа школы  по изучению живой природы Пушкинского заповедника и изучение экологической обстановки в заповеднике и на территории школы.

            Пушкинский заповедник – это не только памятник историко-литературный; это и своеобразный ботанический и зоологический сад, замечательный памятник природы, охраняемый государством. Здесь все привычно для Псковщины, для природы северо-западного края нашей родины – озера, реки, поля, леса, населенные разнообразными живыми организмами. Природа Пушкинского заповедника наложила определённый отпечаток на творчество  А. С. Пушкина. В своих нетленных произведениях он неоднократно воспевает окружающую его природу.

 Изучение природы Пушкинского заповедника происходит постоянно. Школьники ходят на экскурсии, собирают гербарии, посещают библиотеки, собирают научный материал по изучаемым объектам. Итогом работы становятся их научно-исследовательские работы, с которыми  они  выступают  на научно-практических конференциях и выставках разного уровня, знакомят школьников со своими исследованиями.

            Таким образом, для подрастающего поколения открываются все возможности для проявления своих творческих способностей.
 

  Эколого-краеведческий клуб «БИОМ»
 
Мною, в 2000 году, был создан эколого-краеведческий клуб «БИОМ». Главное направление его работы   – изучение живой природы Пушкинского заповедника, изучение экологической обстановки в заповеднике и на территории школы. Наш клуб имеет свои цели, задачи, эмблему, гимн, устав, девиз, своего президента.  Клуб помогает школьникам обрести часть знаний о природе. Члены клуба изучают биологическое разнообразие живой природы Пушкинского заповедника. Темы бесед: живая природа Пушкинского заповедника и здоровье человека. Беседы проводят члены клуба, сопровождая их рисунками и демонстрационным материалом.
            Члены клуба выполняют различные слайд-фильмы о живой природе Пушкинского заповедника и выступают перед классами на классных часах с их показом.
            На территории школы нами проложена экологическая тропа «Здоровье». Члены клуба сами проводят экскурсии-беседы для учеников школы на классных часах и для воспитанников ближайших детских садов.
           По окончании мероприятий, проводится игровой  момент - рефлексия:    конкурсы, викторины, эколого-натуралистические игры, экотурниры, биовикторины, где выявляется лучший знаток природы Пушкинского заповедника, который получает приз и медаль победителя. Ученикам даётся домашнее задание (на выбор): написать стихотворение или эссе; нарисовать рисунок; выполнить плакат или поделку из природного материала и другие. Так, члены клуба выступают на классных часах с устным журналом «Здоровье», где затрагиваются вопросы по экологии человека.
Мы посещаем музеи заповедника, знакомимся с природой Псковского края на различных экскурсиях, организованных клубом. Члены клуба со своими исследованиями регулярно выступают на классных часах и на конференциях различного уровня.
          
Участвуя в мероприятиях, проводимых в клубе «БИОМ» ученики соприкасаются с прекрасными произведениями природы – живыми организмами; работают с огромным количеством научной и научно-популярной литературы, посещают Интернет. Для них открываются все возможности для проявления своих творческих способностей.
          Результатом становятся устойчивые приобретённые знания по биологии и экологии, которые применяются учениками на практике. Они регулярно учатся экологическому поведению,закаляются физически и морально, сами любуются красотой родной природы и учат этому других.
 
Более подробно о работе эколого-краеведческого клуба "БИОМ" можно узнать на блоге клуба: http://clubbiom.blogspot.ru/
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий