вторник, 23 сентября 2014 г.

Чарльз Дарвин и кругосветные путешествия на корабле «Бигль»

«Я учился, потом совершил кругосветное путешествие,
а потом снова учился: вот моя автобиография»


Чарльз Дарвин «Автобиография»
По завершении Наполеоновских войн (1814 год) Великобритания, единственная среди европейских держав, имела неоспоримое военное преимущество на море. Приоритеты британского флота сместились с военных действий на обеспечение безопасной торговли. Особый интерес представляла Южная Америка, обладающая огромным запасом минеральных ресурсов; стало необходимым создание точных карт побережья этого материка. 16 февраля 1817 г. было начато строительство шести двухмачтовых кораблей, предназначенных для выполнения исследовательских работ. Один из этих кораблей, сошедший с верфи 11 мая 1820 года, получил название «Бигль».
С 1826 по 1843 г. «Бигль» совершил три исследовательских экспедиции. Наибольшую известность получило второе плавание (1831-1836 гг.) благодаря участию в нем Чарльза Дарвина. После своей третьей экспедиции корабль находился в очень плохом состоянии и более не мог быть полезен военному флоту. В 1847 г. судно было пришвартовано в устье р. Темзы и использовалось в качестве пункта таможенного досмотра, а в 1870 г. — продано как лом. В 2009 году, к 200-летию Ч. Дарвина, планируется спуск на воду действующей копии «Бигля», которая будет совершать кругосветные путешествия по маршруту своего предшественника.

Карты путешествий «Бигля» — 1-го, 2-го, 3-го
В июне 1831 г. «Бигль» стали готовить к очередной экспедиции. Капитаном был назначен Роберт Фиц-Рой, уже командовавший судном во время первого плавания. Целью предстоящей экспедиции было продолжение картографических работ в Южной Америке и проведение серии хронометрических измерений в различных точках Земного шара. Однако капитан Фиц-Рой преследовал и свои собственные цели.
Во время первого плавания «Бигля» (1826-1830 гг.) Фиц-Рой увез с Огненной Земли трех туземцев, чтобы приучить их к цивилизованной жизни. За год пребывания в Англии их обучили английскому языку, ознакомили с основами христианства и некоторыми простейшими ремеслами. Во время 2-й экспедиции капитан «Бигля» намеревался вернуть туземцев на родину, чтобы с их помощью основать колонию на острове. В случае успеха английские суда, плывущие из Атлантического в Тихий океан, смогли бы запасаться здесь свежим продовольствием, древесиной и водой. 
 Роберт Фиц-Рой
Готовясь к предстоящему плаванию, капитан Фиц-Рой решил взять на борт человека с хорошим естественнонаучным образованием, поскольку считал, что экспедиция обеспечит идеальные условия для проведения геологических и биологических исследований. Он поручил поиск подходящей кандидатуры гидрографу «Бигля» Френсису Бофорту, который направил запрос в университет Кембриджа. Место натуралиста было предложено преподобному Леонарду Дженинсу, однако тот отклонил сделанное ему предложение, сославшись на сильную занятость. В итоге, по рекомендации профессора ботаники Джона Генсло, выбор пал на выпускника богословского факультета Кембриджского университета — Чарльза Дарвина. К моменту описываемых событий Ч. Дарвин закончил обучение в университете и получил степень бакалавра.
Джон Генсло
Вечером 29 августа Чарльз вернулся домой в Шрусбери из геологической практики в Уэльсе и обнаружил письмо от проф. Дж. Генсло с предложением отправиться в двухлетнее плавание к берегам Южной Америки. Молодой ученый обрадовался этому предложению, но его отец категорически возражал: он считал, что эта поездка станет продолжением пустой траты времени, чем Чарльз, по его мнению, до сих пор и занимался.
Роберт Дарвин
Однако решение Роберта Дарвина не было окончательным: если сын сможет найти здравомыслящего человека, который одобрит его выбор, то он позволит ему ехать. Такую поддержку Чарльз Дарвин получил от своего дяди по матери, Джозайи Веджвуда.
Джозайа Веджвуд
Заручившись согласием отца, Чарльз тот час же отправился в Лондон на встречу с капитаном «Бигля». Обсудив детали предстоящей экспедиции и условия участия в ней Ч. Дарвина, Роберт Фиц-Рой согласился взять его на борт корабля. Впоследствии, более близко сошедшись с капитаном, Чарльз с удивлением узнал, что и здесь у него была опасность получить отказ, теперь из-за формы его носа: Фиц-Рой считал, что может судить о характере человека по чертам лица, и не был уверен, что Ч. Дарвин обладает достаточной энергией и решительностью для участия в кругосветной экспедиции. К счастью для ученого и мировой науки, капитан «Бигля» не стал руководствоваться своими наблюдениями при принятии решения...
 
Дата отплытия «Бигля» была назначена на 25 сентября 1831 г., но из-за затянувшегося ремонта несколько раз переносилась. Дважды, 15 ноября и 11 декабря, корабль пытался выйти из гавани, однако сильные шторма вынуждали его вернуться обратно. Наконец погода установилась, и утром 27 декабря 1831 г. «Бигль», несущий на борту команду из 73 человек, вышел из гавани Плимута.
«Эти два месяца в Плимуте были самыми тоскливыми в моей жизни, несмотря на то, что я пытался занять себя самыми разными делами. Мне было грустно сознавать, что я покидаю семью и друзей на столь долгий срок, и погода казалась мне невыразимо мрачной и печальной».
Чарльз Дарвин «Автобиография»
Дарвину была выделена каюта штурмана, расположенная на корме над капитанской каютой. Ее размеры составляли 2.7 на 3.2 метра, вдоль стен стояли книжные шкафы, имелся духовой шкаф и умывальник. Сквозь пол проходила бизань-мачта, посередине стоял большой стол. Каюта использовалась как спальня для 2-х человек и чертежная.
«Мой отец говорил мне, что именно абсолютная необходимость соблюдать чистоту и опрятность в тесной каюте «Бигля» способствовала выработке у него «привычки к методичной работе». Кроме того, он говорил, что на «Бигле» он выучил то, что называл «золотым правилом экономии времени», т.е. не терять напрасно ни минуты».
Фрэнсис Дарвин (сын ученого) «Биография Чарльза Дарвина»...
 
Подробнее:
Сайт: Государственный Дарвиновский музей http://darwinmuseum.ru/_exposition/?dir=main&more=f2_1


Успехов в изучении!

Комментариев нет:

Отправить комментарий